Carbonicum acidum (Shah)

Неспособность встать на ноги и жить самостоятельно

paren

У меня нет силы, прочности и уверенности

Случай. Мужчина, 41 год, жалобы на кожные высыпания, дизентерию. Основной жалобой пациента были кожные высыпания, то появлявшиеся, то исчезавшие в течение более полугода. Чтобы избавиться от них, он принимал антигистаминные препараты, но как только переставил пить лекарства, сыпь возвращалась. Вот как он описывает свои проблемы:

П: Высыпания бывают самой разной формы, или вообще бесформенные. Они появляются на бровях… иногда опухают губы. Иногда по всему телу появляется небольшая сыпь, типа крапивницы. Усиливаются от продуктов, в которых содержатся цветные пищевые добавки. В помещениях, где воздух спертый, например, в театре, сыпь появляется моментально. Обычно она больше ночью, а к утру проходит.

Кроме этого, больше 14 лет меня беспокоит дизентерия. Однажды мне пришлось жить в гостинице, где невозможно было нормально поесть. Поэтому я стал пить молоко. Каждый день выпивал по полтора литра непастеризованного некипяченого молока. За месяц я прибавил в весе, и дома все заметили, что я поправил здоровье! Радость была недолгой – вскоре у меня началась тяжелая диарея, дизентерия. По утрам молочник оставлял молоко под дверью, и наверное горлышко бутылки облизывали кошки.

Думаю, у меня все это началось от зараженного молока. В это же время начались проблемы с кислотностью. Еще я тогда же начал курить. Мне тогда было трудно учиться…очень трудно… Из-за этого напряжения я не ходил на экзамены… не мог ничего вспомнить. По утрам, когда ходил в туалет по большому, у меня внутри тянуло, распирало (пациент описывает свои ощущения на гуйарати, на английском для них нет точного эквивалента). Мне по три раза приходилось ходит в туалет из-за этих тенезмов.

Начинали трястись ноги, и я чувствовал себя совершенно истощенным. У меня развился геморрой, по поводу которого меня оперировали восемь лет назад. Стоит мне поесть в ресторане, на свадебной вечеринке, или какую-нибудь жареную пищу, проблемы усиливаются. Плохо переношу тяжелую пищу на ночь. Если выпью или съем что-нибудь не то, дизентерия усиливается. Из-за этого пищеварительная система совсем ослабла.

Я часто принимаю противоамебные препараты, на какое-то время мне становится лучше, но потом все возвращается в прежнее состояние.
Еще у меня были боли в спине, но сейчас все в порядке.

Д: Расскажите, что вас еще беспокоит?
П: В колледже учеба давалась мне тяжело. У меня такой характер, что и в бизнесе мне пришлось нелегко. В колледже я нервничал и несколько дней принимал успокаивающие таблетки. Когда я ушел из семьи, то несколько дней пил Продеп. Я прочитал много книг, как работать над собой и контролировать напряжение. Характер у меня изменился, я почувствовал себя лучше.

Прошу обратить внимание на проблемы с питанием, возникшие из-за молока, на выражение «поправил здоровье» и на слабость пищеварительная система. Его основная проблема – напряжение, тяжесть и тянущее ощущение в животе.

Д: Будьте добры, расскажите подробнее, что у вас с пищеварением.
П: Даже если я всего раз в месяц поем в ресторане, я не могу потом переварить.

Д: Что с вами происходит? Опишите, что вы имеете в виду, говоря, что у вас дизентерия. Что конкретно происходит? Какие симптомы вас беспокоят?
П: У меня начинаются тенезмы. Стул выходит в небольшом количестве. Мне приходится ходить в туалет каждый час. Выходит только слизь. Тянет ужасно (он имеет в виду напряжение, тенезмы), а выходит только немного слизи.

Д: Опишите это давление, напряжение, которые вы испытываете во время дефекации.
П: Каждый раз мне приходится тужиться, начинают болеть колени и я чувствую усталость.

Отметьте, что он тужится и устает.

Д: Что конкретно происходит? Что по вашему означает «тенезмы»?
П: Просто тянущее чувство, и все.

Д: Пожалуйста, опишите подробнее.
П: Мне приходится тужиться и тужиться, напрягать мышцы. Каждый раз мне приходится тужиться.

Д: Почему вам приходится тужиться, что вас заставляет это делать?
П: Я должен заставлять себя тужиться.

Д: Объясните, пожалуйста.
П: Стул не сформирован как следует. Не получается очистить кишечник, и приходится тужиться. Выходит немного, а потом у меня опять возникает это тянущее чувство, но ничего не получается. За один раз выходит только небольшое количество стула.

Д: Не выходит, вы тужитесь, что еще?
П: Ну, я просто тужусь, боли при этом нет.

Д: Почему вы должны тужиться? Что происходит, отчего вы должны тужиться?
П: У меня начинаются неконтролируемые тенезмы, сами по себе. Не думаю, что делаю это нарочно, вообще у меня нет привычки тужиться. У меня внутри все тянет и тянет, похоже на спазмы. Кишечник напрягается, тужится, а выходит всего немного. Ничего не выходит, только слизь… кишечник не прочищается, не очищается. Мне хочется еще посидеть на унитазе…

Слова «ничего не выходит» и «тужусь» стоит исследовать подробнее. Обратите внимание, что направление моих расспросов немного изменилось.

Д: Опишите это ваше «тужусь, не выходит, не прочищается, я тужусь и тужусь».
П: Когда я пью Флагил, стул у меня становится мягким… Пять минут – и все чисто. А с этими спазмами нет чувства, что все очистилось. Выходят только газы, ничего конкретного.

Д: Когда ничего конкретного не выходит, что вы чувствуете?
П: Стул не до конца оформлен. Приходится сидеть и сидеть, как будто не все еще вышло.

Д: Что будет, если «не все прочистилось»?
П: Потом весь день будет ощущение, что не все очистилось, не все вышло.

Д: И как вы себя тогда чувствуете?
П: Чувствую беспокойство… что-то у меня в животе. Если я потороплюсь встать, мне приходится снова два-три раза ходить в туалет.

Д: Опишите, что значит «что-то в животе»?
П: Нет чувства облегчения.

Д: Нет облегчения, нет удовлетворения, что-то по-прежнему остается в животе, ничего конкретного не выходит — что вы после этого чувствуете?
П: Чувствую, что нужно сходить в туалет еще второй, третий раз. Если не получится, то весь оставшийся день у меня нет сил, нет энергии. Я чувствую усталость. Начинают болеть колени. Я вынужден принимать мультивитамины, чтобы были силы работать. По сравнению с остальными членами семьи у меня самое сбалансированное и полноценное питание, и все же я чувствую, что мой кишечник больше не способен переваривать и всасывать пищу. Поэтому я принимаю мультивитамины. Я ем достаточно клетчатки, фруктов, и все равно пью пищевые добавки.

Он снова говорит об энергии, о питательности пищи и всасывающей способности кишечника.

Д: Вы питаетесь хорошо, но все же… Что с вами происходит?
П: Способность пищеварительной системы всасывать питательные вещества из натуральных продуктов очень низкая. Это я не просто напридумывал себе. Если я не пью витамины, то чувствую, что не могу много работать. Мне хочется уйти домой пораньше и никуда больше не выходить. В те дни, когда принимаю витамины, я могу работать подольше, у меня больше сил, энтузиазма. Когда дизентерия обостряется, у меня выходит слизь из кишечника каждый раз, когда иду помочиться. У меня постоянная потребность избавиться от нее. Молоко было одним из моих любимых продуктов, но оно усиливает дизентерию, так что пришлось перестать пить его. Молоко ненадолго облегчает кислотность, а потом она снова усиливается, так что мне бы нужно больше молока. Я бы выпил все, что мне дадут.

Слово «способность» заслуживает внимания. Желание молока и слабость, вызванная неадекватным питанием, подтверждает наши прежние наблюдения.

Д: Вы говорили о напряжении… Расскажите о нем подробнее.
П: В колледже все мои друзья курили, и я тоже начал курить. Перед экзаменами они учили до поздней ночи, и все выучивали. А до этого развлекались. Я развлекался с ними, но не мог заниматься по ночам. Это вызывало у меня напряжение, я нервничал. Стал больше курить, больше пить чая и кофе, а способность сосредоточиться стала снижаться. У меня появилась привычка потирать шею, чтобы сосредоточиться.

Д: Расскажите о напряжении. Что вы чувствовали?
П: Невозможность сосредоточиться. Когда я не выполнил задание и знал, что не получу хорошие оценки, начиналась дрожь. Мне приходилось пить чай и кофе, чтобы почитать полчаса. Я не мог выполнить задание целиком, только половину. Как мне было доделать оставшуюся половину? Пытаешь учить по ночам, все доделать, но не можешь сосредоточиться…

Д: Когда не могли закончить задания – как себя чувствовали?
П: Беспокоился, не мог заснуть.

В этой ситуации у него развился обсессивный невроз – привычка считать шаги. Если он делал три шага, то чувствовал, что не сможет сосредоточиться и заниматься, отчего возникало непреодолимое желание сделать еще один, четвертый шаг. Он постоянно считал свои шаги. Боялся не сдать экзамены, что ничего не выйдет… что он провалится. Его главными проблемами, источником переживаний были задетое эго, возможное осуждение со стороны общества и падение социального статуса среди друзей.
Он рассказал, что в старших классах учился хорошо, и учителя высоко ценили его, но все стало не так легко, как только он поступил в колледж.

П: Я не мог добиться успеха в учебе. Чтобы сдать экзамены, нужно было прилагать большие усилия! Неожиданно оказалось, что придется стараться изо всех сил, чтобы хоть что-то вышло. Было трудно успевать за теми студентами, которым удалось пройти экзамены. Сначала я хотел стать самостоятельным, основать завод. Но раз я не все понимал в инженерном деле, в технике, я не смог бы открыть завод или начать собственное дело. Я решил заниматься гуманитарными науками, а не учиться на инженера.

Но все говорили: «Только девчонки занимаются гуманитарными науками!» Тогда я подумал, что хотя бы могу пойти в коммерцию. Но родители сказали, что коммерция – это бесполезное занятие… можно просто нанять бухгалтера, незачем этому учиться… Им бесполезно было даже говорить о гуманитарном институте. Я объяснял, что не очень силен в математике и науке… Однако они возражали, что у меня хорошие оценки по математике и что я легко справлюсь с научными дисциплинами. Немало студентов шли учиться на инженера, а потом ими не становились. Я понял, что не осилю, математика казалась мне очень скучной наукой.
Раньше я без особых усилий был вторым, третьим в классе. А теперь, несмотря на такие старания, мне едва удавалось пройти курс. Я старался изо всех сил только чтобы пройти.

Очень интересно слышать, как пациент старался «пройти курс», сдать экзамен. Он говорит об экзаменах в точности то же, что говорил и о своей дизентерии. Основной момент – это его старания, чтобы «пройти», чтобы «что-то вышло». «Стараюсь, тужусь, чтобы что-нибудь вышло из кишечника» и «стараюсь пройти экзамен». Еще обратите внимание на его реплику, что «девчонки идут в гуманитарные науки», а мальчики – в инженеры! Как быть мужчиной и не быть похожим на девочку — очень важный для него вопрос.

Это напоминает предыдущий случай Boron, когда пациент чувствовал себя недостаточно мужественным. Вы позже увидите это и у другого пациента из семинаре: мальчик чувствовал, что он не имеет достаточно веса. Такой тип проблем, связанный с собственной значимостью, очень характерен для минеральных препаратов.

Д: Опишите ваши усилия… ваши старания.
П: Я напрягался, старался изо всех сил. Я курил, пил чай и кофе, чтобы не заснуть и позаниматься хотя бы полчаса. Часто умывался, чтобы освежиться – тогда я мог еще какое-то время почитать учебник. Умывался все чаще и чаще – каждые десять минут. И каждые десять минут курил или пил чай… просто замкнутый круг. И несмотря на все это, я совершенно не мог сосредоточиться. В итоге я ушел из общежития, чувствуя, что больше не могу сидеть и учить. Здесь мы видим усилия и неудовлетворенность из-за невозможности достичь желаемого.

Д: Расскажите подробнее об усилиях и стараниях.
П: За время учебы в школе я никогда не бодрствовал до поздней ночи. Я тратил на учебу нормальное количество времени и получал хорошие оценки. Но здесь, в колледже, даже если я учил допоздна, я едва мог пройти курс. Я спал с 10 до 12 утра, чтобы потом учить уроки остаток ночи. Но мне не удавалось поспать даже эти два часа — со мной жили еще три студента. Дома я всегда хорошо питался, а там пища была не очень качественной. И я курил, пил много чая и очень плохо учился. В жизни не было совершенно никакой радости. Чтобы отвлечься, я ходил в кино на трех-четырехчасовые сеансы. За это время мне удавалось расслабиться, но потом я чувствовал себя еще более виноватым. Глаза уставали, все шло наперекосяк.

Итак, юноше приходилось прикладывать большие усилия, стараться изо всех сил, чтобы не сорваться.

Д: Что вы чувствовали в этой ситуации?
П: Беспомощность, вроде того… У меня не было никаких сил, я был неспособен бороться дальше. Это был максимум моих возможностей; я уже перенапрягся. Но даже этого было недостаточно.

Здесь мы видим, что пациент был истощен, и чувствовал полную беспомощность в результате всех усилий, потуг, напряжения (в точности также, как он описывал свою дизентерию). Обратите внимание, что снова появляется слово «способность».

Д: Как вы себя чувствовали? Прилагали столько усилий, были напряжены до предела… и этого было недостаточно?
Р: Я думал об альтернативах. Например, бросить учиться на инженера. Но никаких других приемлемых вариантов не было.

Пациент рассказал, что в итоге он с большими усилиями закончил учебу, был совершенно истощен. Он считал, что наконец все трудности остались позади. Но его брат настаивал, чтобы он поехал в Штаты учиться дальше. Дядя юноши вызвался помочь ему попасть в Америку. Этот дядя жил в Великобритании и предложил племяннику приехать к нему и получить в Великобритании визу в США. Парень сначала дистанционно поступил в университет в Штатах, а потом поехал в Лондон за визой в США. По его словам, в аэропорту таможенник замучил его расспросами о цели визита в Лондон. Его спрашивали о поступлении в университет, о документах, подтверждающих это, о визе в США. Пациент не мог ответить на вопросы таможенника. Его тете, которая встречала его в аэропорту, каким-то образом удалось все уладить, и юноше позволили въехать в Великобританию. Но он так и не смог получить визу в Америку и вскоре вынужден был вернуться в Бомбей.
В Бомбее ему тоже отказали в выдаче визы в США, поскольку в Лондоне ему поставили штамп в паспорте, что заявление на визу отклонено. Парень трижды пытался получить визу, но безуспешно. Многие его кузены уехали в Штаты учиться дальше, и это было для него большим ударом. Перед отъездом юноша лично попрощался со всеми родственниками, и ему было очень тяжело возвращаться ни с чем. Он очень разозлился на брата за то, что тот отправил его, не обговорив детали.

Дядя отругал его, что он поехал в Великобританию, не проконсультировавшись с кем-нибудь сведущим в таких вопросах. Пациент воспринял этот случай как свою неспособность справиться с простейшими вещами и как серьезный удар по самолюбию. Для него вся эта затея состояла из усилий, стараний и разочарований.

П: Я потерял уважение в собственных глазах. Учась в школе, я был уверен, что добьюсь успеха в учебе и бизнесе. Но я потерял всю уверенность.

Потеря самоуважения, уверенности в себе — крайне важный момент. Пациент рассказал еще об одной ситуации, когда его брат, намереваясь сотрудничать с японской компанией, послал его одного в Японию и Корею. Для парня крайне трудно было оставаться одному даже на несколько дней. Он совершенно не мог спать и находился в постоянном напряжении. Он упрекал брата за то, что тот отправил его одного сразу после окончания учебы и подверг таким переживаниям. По словам пациента, от него ожидали, что он откроет новое подразделение компании в течение двух недель после возвращения!

Только представьте – как молодой человек, только что закончивший колледж, мог основать новую компанию? Взгляните, каких усилий требовало от него любое дело на протяжении всей его жизни. Бесплодные усилия, которые никогда не заканчивались успехом, сильное разочарование… В данном случае мы сталкиваемся с серьезной проблемой собственной несостоятельности. От человека требуется гораздо больше, чем позволяют его способности.

Он не может выдержать этого давления, когда с ним обращаются как с взрослым человеком, который самостоятельно способен вести дела. Он терпит крушение перед лицом этих требований, теряет всю уверенность в себе и самоуважение.

П: Я старался как мог… проблемы возникали одна за другой и никак не решались. Мой брат поторопился, и качество продукции оказалось очень низким, по-настоящему плохим. От меня многого ожидали — брат занимался продажами и хотел, чтобы я взял на себя производство.

Вскоре их отца парализовало, что стало для пациента большой проблемой. Он не собирался работать вдвоем с братом. Юноше было очень трудно выполнять обязанности технического менеджера на заводе, дела которого шли неважно. Он находился в длительном стрессе из-за того, что решил порвать с братом и стать самостоятельным. В конце концов, отделившись от семейного бизнеса, парень открыл торговую фирму. Но все, связанное с бизнесом, по-прежнему было для него источником напряжения.

Брат часто называл его «дядя Баба» — сравнивая с одним родственником, от которого не было никакого проку: всю свою жизнь он прожил безработным, просто сидел дома и полностью зависел от семьи.

Пациент считал, что брат старался очернить его имя в той среде, где они вели бизнес, рассказывая другим, что он необоснованно задирает цены. «Клиенты не уважали меня, мое слово не имело никакого веса. В итоге мне пришлось начать все заново, а брат и пальцем не пошевелил, чтобы мне помочь. Более того, он советовал всем не соглашаться, если я предложу им совместный бизнес.

Последние семь лет я живу независимо. Я добился неплохого успеха за первые три года и вернул утерянные самоуважение и уверенность в себе – и в своих глазах, и на рынке в целом». Отщепившись от семейного бизнеса, юноша получил деньги, на которые стал играть на фондовой бирже. Вскоре его постигла огромная потеря – он лишился 80% всех денег. Видите, какие поражения и разочарования переживал пациент во всех областях деятельности.

П: С тех пор, как я закончил школу, жизнь состоит из постоянной борьбы, усилий, и я доволен, что хорошо справляюсь со всем этим.
Пациент рассказал, что астролог предупредил его, что у него не будет легких денег, и что бы ни заработал, он не сможет сберечь.

П: Люди делают деньги на фондовой бирже, а я потерпел крах.. Но при этом почему-то чувствовал, что должен бороться. Жизнь и деньги никогда не давались мне легко. В бизнесе приходится все время волноваться о налогах с продаж, о подоходном налоге, решать проблемы с таможней и правительством. Другого выхода нет. Из-за всех этих усилий наладить свое дело я потерял друзей, отношения с родителями уже не такие теплые, как раньше, жена не оправдала моих ожиданий. Я хотел бы уехать в Штаты, где жизнь легка и не приходится напрягаться.

На вопрос, чего он ожидал от жены, пациент объяснил: надеялся, что они будут жить душа в душу. Он ждал, что она с радостью станет помогать ему, поддерживать во всех жизненных перипетиях. Ему не нравилось, что жена выросла среди людей, которые говорили на гуйарати, и не знала ни слова по-английски. Для него это было неприемлемым.

П: Она не умеет говорить по-английски! Сколько ни пробовала, так и не может научиться. Рано или поздно все об этом узнают. Это недопустимо в обществе: человек в нашем возрасте не знает английского! Я сам учился в школе, где говорили на гуйарати. На каникулах мне приходилось подрабатывать бронированием номеров в отелях и так далее, и для этого нужно было хоть немного знать английский. А жена не образованна, никогда даже не сдавала экзамены. Так что надежда на то, что она будет мне опорой в жизни, оказалась нереальной.

К тому же пациент начал подозревать, что жена неверна ему. Однажды в кино он заметил, как она положила руку на бедро к своему деверю. После кино он потребовал объяснений, но женщина все отрицала. Он чувствовал, что между ними интеллектуальная пропасть. По большому счету отношения между мужем и женой не были близкими. В реальности его жена совершенно простая и наивная женщина. Жизнь казалась пациенту унылой, состоящей лишь из постоянной борьбы, усилий. Мы видим, что пациент абсолютно бесплоден во всех областях жизни.

Мне хотелось понять его страхи. Узнать, чего он боится, когда находится один, постичь внутрение причины его поведения. На вопрос, какие страхи он испытывал в Японии, когда ложился спать в одиночестве, мужчина ответил, что в пятнадцатилетнем возрасте он посмотрел «Экзорциста» и «Омена». После просмотра этих фильмов ему стали видеться привидения. В его сознании отпечаталась сцена, когда голова героини оказалась повернутой на 360 градусов. Пациент боялся, что соседи занимаются сеансами магии, вызывая с помощью блюдца духи умерших. У него был страх привидений, духов. В темноте он боялся, что появится привидение, нападет и сожрет его. Перед глазами часто вставали устрашающие сцены: призраки выходят из могил и впиваются в горло, высасывая из человека кровь.

Ему снилось, будто он летит над морем — совсем один и вокруг ничего нет.
В детстве у пациента был комплекс, из-за которого он не чувствовал себя свободно в компании мальчиков из англоязычных школ. Он рассказал, что его мама сама занималась с ним агнлийским, и потом его перевели в англо-язычную   школу. Но мальчик испытывал такое отчаяние среди одноклассников, не мог сказать ни единого предложения по английски. Поэтому через несколько дней его пришлось перевести обратно в прежнюю школу.

Он вспоминает, как однажды ездил куда-то с кузенами, которые учились в англоязычной школе, и весь день переживал, что ни слова не понимает из их разговора на «высоком» английском. Он считал, что был бы менее стеснительным, если бы учился в английской школе.
Также в детстве он исптывал страх и робость при общении с девочками. Даже сейчас мужчина не может с легкостью беседовать с женщинами. Он считает, что его жена не принимает его в физическом отношении. «Она считает меня худым и в физическом плане всегда видит только недостатки». Пациент переживает из-за того, что у него худые ноги и не растут волосы на груди. Переживает, что жена недостаточно развита в интеллектуальном отношении и недостаточно практична. Еще раз обращаю ваше внимание на проблемы, которые он испытывает из-за того, что жена училась в национальной школе и совершенно не знает английского. Кроме того, он боится, что его высыпания заразные, и что за ними скрывается какая-то серьезная болезнь.

Анализ

Странным было то, что человек, которому 41 год, все еще говорит о своих студенческих годах. Большинство жителей Индии учатся в колледже в возрасте 16-20 лет. Пациент рассказывал о молоке как причине проблем со здоровьем, но когда его спросили о других проблемах, с ходу начал рассказывать, какой стресс и напряжение он пережил, учась в колледже. Казалось, вся его жизнь состоит из борьбы и усилий. Он испытывает очень большое напряжение. Ни в чем не находит радости.

Заслуживающие внимания моменты: Питание. Питательная ценность пищи. Питательные вещества, получаемые из молока. Считает, что теряет вес от недостатка молочных продуктов в рационе. «Когда я пил молоко, то прибавил в весе». Ухудшение от молока/слабое пищеварение. Делюзия: заразился от молока. Способность всасывать (питательные вещества). На ногах и груди не растут волосы, худой. Негодование, когда его называют «дядя Баба» — по имени никчемного родственника.

Считает себя недостаточно хорошим. Проблема собственной несостоятельности. Полная неспособность достичь успеха в чем-либо.
Не мог добиться успеха в учебе. Проблемы, связанные со способностями, возможностями. Проблемы, связанные с самооценкой, собственной значимостью. Чувствует, что потерпел крах в попытках добиться успеха в жизни. Задетое эго и самоуважение. Общественное осуждение.

Статус среди друзей. Беспомощность и безуспешные усилия – борьба. Ничего конкретного не происходит. Стул: тужится/напрягается, но ничего не выходит, все время острая необходимость, чтобы «что-то вышло». «У меня выходят газы… ничего существенного. Стараюсь, тужусь, изо всех сил, чтобы что-то вышло»

Усилия, чтобы пройти курс, сдать экзамен. «Я мог выучить только половину».
Слабость, истощенность. Усталый/слабый. Постоянная потребность в мультивитаминах. Нет сил работать. Все эти усилия, напряжения и борьба вызывают состояние слабости, истощения. Усилия, старания выполнить то, что ожидают от него, как от взрослого человека. Бросающаяся в глаза неспособность встать на ноги и жить самостоятельно. Эго очень тяжело переносит провал, недачу. Негодование. Проблемы отделения от семьи.
Страх привидений. Крайне беспомощное состояние.

Прием через 3 месяца

Кожные высыпания уменьшились на восемьдесят процентов. Кишечник работает намного лучше.
Псхическое состояние улучшилось, прибавилось сил. Пациент стал более доволен собой. Ему уже не приходится стараться изо всех сил, чтобы сделать что-то, как раньше. Мужчина думал, что лечение гомеопатией потребует много времени, но в течение двух месяцев у него со всех сторон наступило явное улучшение.

Пациент чувствовал себя хорошо в течение следующего года. В общем он получил четыре дозы препарата. Первые две, данные с интервалом в 2 месяца, были в потенции С 200, третья – через пять месяцев – была 1 М. Последняя доза, также 1М, была дана через девять месяцев после начала лечения. Мужчина сообщил, что все симптомы, с которыми он пришел на прием, значительно уменьшились.

ДШ: Итак, это было обобщение. Какой вывод мы можем сделать?
Совершенно очевидно, что у данного пациента была проблема структуры, т.е. минеральная проблема. Мы видим переживания по поводу отделения от семейной структуры и способности жить самостоятельно. Кроме того, такой вид зависимости от семьи является базовым, фундаментальным. Это как зависимость от молока.

Проблема недостаточного веса, ощущение слабости, неспособности всасывать и переваривать молоко. Считает, что только молоко поможет ему вырасти. Проблемы запаса жизненных сил, способностей и собственной значимости являются признаками минерального препарата.
Какие симптомы, какие характерные особенности состояния пациента приходят вам в голову? Без сомнения, это усилия, борьба.

Что происходит из-за этих усилий? Возникает усталось, истощение. И эта тема усилий, провала и истощения проходят через все аспекты жизни пациента. Пациенту трудно пройти экзамен, трудно добиться, чтобы вышло содержимое из кишечника. Это должен был быть препарат из группы кислот. Я выбрал Carbonicum acidum.

Проблемой пациента была самостоятельная жизнь; ему трудно было отделиться от семьи, жить отдельно. «Смогу ли я жить самостоятельно?» Я подумал о его снах, о страхе привидений, темноты, о том, что он не может быть самостоятельным. Такие темы имеются в патогенезе препаратов группы углерода (Carbon). Поэтому я решил дать пациенту кислоту Carbon — Carbonicum acidum.

Суть углерода (Carbon)

На первый план выходят проблемы собственной значимости и самоосознания. Чувство собственной значимости пациента подвергается постоянному стрессу. Оно зависит от того, выполняет ли он то, что от него ожидают как от взрослого. Переход из детства во взрослое состояние часто сопровождается трудностями. Carbon не способен самостоятельно обеспечивать свое существование.

У него больше структуры, чем у Berillium и Boron. У Carbon есть определенное эго, которое отсутствует у этих двух препаратов.
Начало стремления к тому, чтобы стать личностью, независимым человеком — символическое сходство с процессом рождения, когда человек выходит из материнского лона и отныне должен жить самостоятельно, физической связи с матерью больше нет.

Чувство слабости и полной несостоятельности обеспечить себя. Слово «обеспечить» очень часто всплыват в случаях Carbon. Старание обеспечить собственное существование. Терпит неудачу, пытаясь выживать самостоятельно. Негодование из-за ощущения собственной слабости, несостоятельности и недостаточного веса, «весомости». У Carbon нет достаточного количества внутренних ресурсов, чтобы обеспечить собственную структуру. Чувствует, что его идеи, слова и способности не имеют веса, что им не хватает реальности, вещественности.
Это период, когда человек уже не ребенок, но еще не взрослый. У пациентов Carbon возникают трудности с этим переходом.
Он слишком «стар» для детских игр, но чувствует свою несостоятельность как взрослого. Он находится в процессе перехода, в «переходной» стадии. Это очень трудный период.
Он хочет быть самостоятельным, самодостаточным. «Я хочу отделиться, жить самостоятельно». Ему нужно достаточное питание и молоко для роста.

Считает, что плохо питается. Мысли, идеи о том, как у него будет собственная работа, занятие; амбиции, которые принимают конкретную форму. Состояние развивающегося эго: «Я обрету значимость, ценность только тогда, когда сам смогу обеспечивать себя». Не хватает уверенности, что сможет жить самостоятельно. Желание освободиться от родительской «подпитки» и необходимость в постоянной поддержке.

Сильная необходимость стать более уверенным в том, что сможет жить самостоятельно. Кроме того, у Carbon вы найдете детский страх привидений, когда он один в темноте. Испытывает трудности, когда от него ожидают выполнение простейших заданий. То есть вы видите страх собственной несостоятельности, страх остаться одному и детский страх привидений.
Эти «усилия по пустячным поводам» являются ключевой рубрикой у Graphites («Пустяки кажутся важными»). Заболевания в пубертатном периоде даже более важны при выборе Graphites, чем заболевания в климактерическом периоде.

Итак, какова суть Carbon, в чем заключается его конфликт?

Если…
…у меня нет силы, прочности и уверенности, чтобы развить и обеспечить поддержку базовой структуры (сформировать определенный вес, эго, собственную значимость),
То…
…я ослабею и погибну от полной потери жизненной энергии, истощения и изнеможения, буду страдать от полного упадка сил. (Как если бы он перестал получать питание, молоко от матери, оказался отлученным от единственного источника питания)

Очень часто человек застревает в «углеродном» состоянии сразу после пубертата, когда ему очень трудно порвать с родительским влиянием. Совершенно неспособен взять на себя основные обязанности взрослого человека. Падает духом перед лицом элементарной ответственности. Эти люди часто впадают в состояние слабости, инертности. Типичное состояние Carbon – «бросить все».

Несмотря на то, что это кислота, что пациент прилагает множество усилий, его ощущения нальзя описать словами: «Я перенес большие потери, но теперь я должен встать на ноги», что является тифоидным миазмом. Выздоровление – это тифоид. Carbolic acid ближе к раку, потому что он чересчур напрягается, он «на пределе».

Это был первый случай в моей практике, и с него я начал работать над новой идеей — когда по основной жалобе можно узнать о пациенте все и подобрать ему лекарство. Это правило относится не только к растительным препаратам, а ко всем — если вы сможете понять суть доминирующей жалобы, то ясно увидите, что те же самые темы проходят через все аспекты жизни человека. Лишь добившись такого понимания, мы по-настоящему сможем увидеть разум и тело человека как единое целое.

О Carbo vegetabilis и animalis

Каждый из этих препаратов имеет собственные характерные признаки. У них будут все проблемы Carbon, и дополнительные симптомы, связанные с источником и методом приготовления каждого из препаратов.

Приготовление Carbo animalis

Поместите толстый кусок воловьей шкуры между раскаленными докрасна угольями, где он должен оставаться до тех пор, пока не загорится, затем быстро поместите полыхающий кусок между плоскими камнями, чтобы остановить горение (если шкуру оставить остывать на воздухе постепенно, большая часть углерода распадется). Разотрите в порошок.

Приготовление Carbo vegetabilis

Этот препарат изготавливается из черного древесного угля, получаемого из любого вида древесины, которая была разогрета докрасна для избавления от газов. Ганеман сообщал, что пользовался древесным углем, полученным из березы. Гораздо позже стали использовать тщательно отобранную березовую древесину, должным образом обугленную (карбонизированную) в закрытой ступе.

Carbo vegetabilis и animalis, по Эдварду Уитмонту

«… Угли в нашей Материа Медика, в особенности Carbo vegetabilis и Carbo animalis, это не простые молекулы углерода в обычном понимании, а сложные вещества. Они являются продуктами перципитации, осадками, так сказать, живущих и умирающих организмов, которые в результате неполного сгорания, окисления, не преобразуются в окончательный продукт — диоксид углерода, а подвергаются преждевременному осаждению – то есть представляют собой неполностью завершенный жизненный цикл. Превращение живой органической субстанции в продукты сгорания, чей пепел или шлак может присутствовать в оставшемся веществе, можно сравнить с самим процессом жизни. Посредством «живого дыхания», окисления, мы переводим живую материю в диоксид углерода.

Появление неполностью окисленных углеродов будет таким образом коррелировать с неполностью или неудовлетворительно завершенным жизненным циклом. Полное «сгорание» жизненного процесса достигается в престарелом возрасте и завершается смертью.
Образование неполностью окисленных углеродов можно сравнить с незавершенным процессом старения. Старение в своем органичном и гармоничном выражении будет выполнением, завершением, плодом адекватно и полноценно прожитой жизни»

Не может адаптироваться к старости

У обоих препаратов в патогенезе имеются «жалобы старых людей». Carbo animalis чувствует покинутость и тоску по дому.  Старость, когда человек не может смирится со здоровым процесса «выгорания», собственного взросления.
Жесткие и упрямые старики, неспособные привыкнуть и принять потерю жизненной энергии, силы и уверенности. Они не испытывают удовлетворения, всегда чем-то недовольны. За всю жизнь им не удалось достичь адекватного чувства собственной значимости. Нет удовлетворения от выполнения задач, которые ставит перед ними жизнь.

Такие люди сопротивляются здоровому процессу старения. Возникает изнеможение и истощение. Развиваются раковые заболевания или другие дегенеративные процессы. Преждевременное старение. Инертность и недостаток движения. Не может избавиться от этой неудовлетворенности, борется до изнеможения, до полного упадка сил. Истощение и без того слабеющей жизненной силы приводит к тому, что человек хватается за «неосуществленное» прошлое. Это мешает нормальному процессу психологического взросления. Всегда слабый, больной, изможденный.

Недостаточное реагирование. Низкий уровень жизненной силы. Преждевременно постаревшие люди, ослабленные каким-нибудь острым заболеванием. «Никогда не чувствовал себя хорошо с тех пор, как…» — известный симптом Carbo vegetabilis. Отвращение и безразличие к эмоциональной подпитке (vegetabilis) или к любым эмоциональным впечатлениям, страстям (animalis). (У Аллена: «безразличие , затем раздражительность в ответ на эмоциональные впечатления») Оба препарата испытывают неприязнь к незнакомцам, к новым людям, новым затеям. Очень дурное настроение по поводу настоящих и прошедших событий.

Цитата из лекции Дигби

«Углероды представляют собой самое глубокое псорическое состояние. Они символизируют темноту, одиночество и страх. Падение души из светлой благоди в мрачную темницу материального мира. Пепел созидательного огня, рассеянный навсегда космическим ветром»