Отдельное существование
Natrum — Sodium, Magnesium, Aluminum, Silica, Phosphorous, Sulphur, Chlorine, Argon.
Мы говорили о 1 ряде, соответствующем стадии зачатия, когда нечто начинает существовать из ничего. Во 2 ряде, существующее развивается внутри чего-то другого, внутри матки, а затем достигает стадии, когда матка становится слишком маленькой для него, и необходимо выйти наружу, в собственное, независимое, отдельное существование.
Итак, Ряд 1 – это существование, Ряд 2 – существование внутри другого и процесс выхода. Третий ряд – это отдельное существование и от источника или родительской фигуры.
Когда происходит разделение, ребенок становится отдельным существом, но он все еще не независим. Он все еще зависим. В чем зависим? Ему нужно питание, забота, любовь; это также стадия, когда ему нужно развивать свое собственное самосознание, образ себя. Это также развитие «эго».
Итак, следует подумать или представить себе ребенка от 3 до 8 лет. В этом возрасте ему извне нужен максимум любви, заботы, питания, пищи. Это также время, когда у ребенка начинает развиваться независимое чувство себя, и он начинает выражать и защищать собственный выбор.
Это также возраст, когда сперва все потребности ребенка должны быть удовлетворены, а затем, постепенно у него развивается способность заботиться о себе самостоятельно и делать для себя все необходимое.
По мере развития чувства личности, появляется застенчивость. Это тот возраст, когда ребенок уже не будет бегать голым по квартире, он начинает осознавать свои действия и чувствовать стыд и смущение.
Самосознание и питание. Это стадия, когда ребенку нужно тепло, нужны питание, забота, эмоциональная поддержка. Ему нужно понимание, нужна эмпатия. На этой стадии у него начинают развиваться страхи, особенно страх неизвестного, страх незнакомого, где ему нужно знакомство.
Это также стадия выбора, когда ребенок начинает решать за себя, что правильно и что неправильно, независимо от того, каких на этот счет воззрений придерживаются его родители. Это также стадия жизни, когда рост и развитие происходят очень быстро, взять хоть стремительное увеличение роста ребенка.
Итак, если описать ситуацию на этой стадии жизни и встающие здесь вопросы, легко понять препараты 3 ряда и пациентов, нуждающихся в этих препаратах, хотя те уже и не дети.
Они уже переросли это хронологически, но где-то в своем самом глубинном переживании они все еще видят себя на этой стадии развития, и в этом состоит их главное, центральное переживание.
Итак, давайте поймем эти темы несколько лучше. Я хочу сказать вам, что понимание 3 ряда весьма помогло мне в практике последних нескольких лет, причем самым удивительным образом.
Очень легко определить эти препараты, узнать пациентов 3 ряда. Если взять эту идею в целом, можно услышать эти слова совсем ясно, как мы увидим в случаях, которые будут приводиться сегодня.
Развитие самосознания. Поговорим о развитии самосознания и чувства себя, выражении индивидуальной воли или выбора; например: Какую одежду надеть сегодня по такому-то поводу?
Какую игрушку купить или в какую игру поиграть? Что ты хочешь поесть в ресторане? Изначально выбор делается родителями, но постепенно ребенок начинает ясно понимать, чего он хочет, что он любит, и начинает это выражать.
Итак, с левой стороны 3 ряда, где расположены такие препараты, как Natrum и Magnesium, эта тема выбора и желания совсем мало развита или не выражена. Но по мере продвижения вправо, к Alumina, Silica она начинает развиваться. К Phosphorus, Sulphur она развита уже довольно сильно.
Наряду с чувством идентичности, «Это я, это мой выбор, это мое желание» приходит и идея: «Это мое», чувство собственности. «Это мое, а это твое». Разделение того, кто я такой, и кто ты такой. Это все больше развивается по мере продвижения по ряду слева направо.
У Sulphur эти чувства уже хорошо развиты, и они выражены, как эгоизм или эгоцентризм или даже собственничество. Но, на самом деле, это просто проявление очень сильно развитого ощущения себя. С другой стороны, Natrum, принадлежащий к левой стороне этого ряда, первый элемент 3 ряда, может все отдать другому, не оставив себе ничего.
Итак, по мере продвижения слева направо по этому ряду, сперва вы не знаете, кто вы такой, затем это приводит в замешательство, а на правой стороне уже становится ясно, каков ваш выбор; в конце концов вы перерастаете эту стадию и вопрос снимается.
Другая тема: Развитие чувства правильного и неправильного: Чувство правильного и неправильного присутствует и у 4 ряда Периодической таблицы, где наблюдается также тема преступления и наказания. Но здесь есть огромная разница.
Идея правильного и неправильного у 3 ряда – это выражение самосознания человека, его желания или выбора. Итак, вопрос для Третьего ряда таков: «Кто решает, что правильно, и что неправильно для меня? Я или ты?» Так стоит вопрос.
Например: мальчик 10 лет говорит, что хочет надеть рваные джинсы на торжество, скажем, на свадьбу, и вы говорите ему, что так нельзя, это неправильно; а он отвечает: «Кто сказал, что это неправильно?
Для меня это правильно!» Это идея 3 ряда. В Четвертом ряду вопрос стоит больше о легальности, о честности или нечестности, о социальной приемлемости, безопасности, преступлении.
Идея здесь: «Если ты сделаешь что-то незаконное, ты попадешь в неприятности. Ты потеряешь свое положение, потеряешь работу. Ты потеряешь деньги» Поэтому, у препаратов 4 ряда, например, Kali bromatum, есть рубрика: Делюзия, что он совершил преступление.
Это не выбор между правильным и неправильным, как в 3 ряду. Это определенная позиция: ты можешь сделать это, не можешь сделать того, и если ты это нарушишь, то потеряешь свое положение, утратишь безопасность.
Делать что-то для себя: Еще одна тема 3 ряда – способность делать что-то для себя. Изначально родители расчесывают ребенку волосы, но спустя некоторое время ребенок хочет расчесываться сам и делать это по-своему.
По мере того, как развивается способность к выбору, развивается и способность делать что-то для себя. Эта способность отсутствует в левой стороне ряда, и развивается по направлению слева направо.
Самое интересное здесь – это выражение пациентов. Например: женщина 45 лет приходит к вам с артритом, поразившем пальцы рук или что-то вроде, и вы ее спрашиваете: «Расскажите про этот артрит», а она говорит: «Знаете, доктор, я даже не могу причесаться сама.
Мне нужно, чтобы кто-то делал это для меня. Я даже не могу есть сама. Муж меня кормит». Такие пациенты говорят, что их восприятие собственной болезни – это представление о том, что им нужна полная забота и питание извне; часто это выражение таких препаратов, как Natrum и Magnesium.
Нужно слышать этот язык. Выражения вроде Я не могу сам делать что-то. Болезнь заставляет меня чувствовать, что «У меня нет способности самому делать что-то для себя». Это сильное указание. Следует научиться слышать такую речь. «Каково значение болезни для пациента?» Это очень, очень важно.
Еще одна тема, о которой стоит поговорить, это: Развитие способности выражать себя: Когда развивается идея собственной индивидуальности, выбора, мнения, собственного восприятия, собственного чувства правильного и неправильного, становится важно общаться, выражать эти чувства.
На начальных стадиях, у натрия и магния пациенты не понимают даже, что именно чувствуют, поэтому их способность к самовыражению минимальна.
Если взглянуть на рубрику: Late in learning to talk Поздно учится говорить. То мы видим, что здесь один из основных препаратов – Sodium, а также Magnesium. Позже у людей появляется все больше и больше возможностей общаться. Поэтому один из симптомов пациентов, нуждающихся в Magnesium, например: у взрослого пациента… они говорят:
«Я не знаю, как это выразить. Не знаю, как рассказать Вам, что я чувствую?» Это значит: я что-то чувствую, но не способен даже понять, что это, и не могу выразить это словами. Это довольно сильная тема для 3 ряда. Упрямство, своеволие, неуступчивость.
Еще один симптом или выражение 3 ряда –тема «упрямства или неуступчивости». Родители пациента часто называют его упрямым ребенком, но важно понять, что они на самом деле имеют в виду.
Если спросить их, они скажут, что ребенок настаивает на том, чтобы делать все по-своему, а не так, как мы от него хотим – это тема выбора. Он утверждает свой выбор, свою приверженность ему, а это часто называется упрямством, неуступчивостью, тогда как это просто самовыражение.
Осознание себя. Еще одна тема Третьего ряда – застенчивость и осознание себя. Развивается самосознание, но оно развивается не полностью. Ребенок не уверен, кто он такой в точности, и в целом он зависит от того, что другие говорят или чувствуют о нем; поэтому для него очень важно, какое впечатление он производит на других людей, особенно на новых, незнакомых людей.
Поэтому в 3 ряду можно обнаружить либо очень стыдливых, неуверенных в себе, конфузливых или неуклюжих людей, либо чрезмерно уверенных в себе, как Sulphur.
Для них также очень важно, как они выглядят, они весьма чувствительны, к тому, что о них говорят другие. Это такая стадия в жизни, которую можно проиллюстрировать следующим примером: Я был дома у друга. У него есть сын 8 лет.
Я подозвал его и спросил: «Расскажи мне, что ты рисуешь, или какие ты знаешь шутки или еще что-нибудь». Ребенок очень радуется возможности рассказать тебе что-то, а когда ты говоришь: «О, какая отличная шутка, и как ты ее здорово рассказал; какая красивая картинка» — это наполняет его радостью на целый день.
Интересно также, что то, как они выглядят, важно для них, поскольку их чувство собственной ценности также приходит из того, что по их поводу чувствуют другие. Ты хороший мальчик, ты талантливый и все такое прочее. Я часто замечаю, что у пациентов из 3 ряда развиваются симптомы, жалобы, патологии, связанные с их внешним видом.
Это значит, что они часто в качестве жалоб предъявляют обилие прыщей на лице, слишком обильную растительность волос, выпадение волос или лысину, кожные раздражения, дурной запах, потливость, запах изо рта или потливость ног. Все, что влияет на то, какое впечатление они произведут на других.
Итак, они могут обратиться по поводу рака, но, в первую очередь они будут озабочены прыщами на лице. Звучит гротескно, но часто бывает подобное. Это относится к таким препаратам, как Magnesium muriaticum, Natrum muriaticum или Sulphur, для которых характерны прыщи и сыпь, дурной запах, грязный вид.
Как это отличить от препаратов из Животного царства, которые также связаны с привлекательностью? Эти пациенты также заботятся об этом. Они должны быть привлекательны. Но здесь внешний вид и привлекательность связаны с конкуренцией и сексуальностью.
«Могу я привлечь внимание такого-то человека противоположного пола? Могу ли я выглядеть так, чтобы внимание обратили на меня, а не на другого? Оборачиваются ли на меня, когда я вхожу в комнату?» Это вопросы, характерные для животных препаратов. Здесь в основе темы сравнения, соперничества и сексуальности.
Но в 3 ряду вопрос стоит так: «Какое впечатление я произвожу на других? Как я выгляжу в их глазах? Все ли в порядке в моем облике? Я выгляжу нормально?» Эта забота о внешнем виде и впечатлении, производимом на других приводит, к смущению , к неуклюжести. Отсюда неуклюжесть, суетливость.
Пациенты такого препарата, как Silica, очень суетливы, они все время шевелят руками и ногами, и это выглядит очень неуклюже. Это не беспокойство Tarentula или Medorrhinum, или Rhus tox. Это неуклюжесть, непоседливость сконфуженного ребенка, которые можно наблюдать у взрослого человека.
Один из вопросов, связанный с самосознанием: Стремление быть непохожим на других: Здесь мы видим конфликт. С одной стороны, с левой стороны ряда, у Magneisum и Natrum идея такова: «Я не хочу быть непохожим, поскольку это приводит меня в смущение, люди будут смотреть на меня, а у меня недостаточно уверенности в себе для этого».
Но с правой стороны, например, у Sulphur, пациент настаивает на том, чтобы отличаться, и он горд тем, что не похож на других. А посередине, у таких препаратов, как Alumina, наблюдается замешательство: «Хочу я быть непохожим или не хочу?
Хочу ли я отличаться от других и быть самим собой, или же я хочу быть похожим на других, чтобы влиться в общество?» Противоположность непохожести на других – это «смешаться с окружением». Это тоже важная тема.
Еще одна тема – это забота и питание. Забота и питание: Другими словами, речь идет о комфорте, знакомстве, понимании, общении, доверии и привязанности. Итак, вопрос или чувство здесь таково: «Кто обо мне позаботится? Кто будет знать меня, понимать меня, сочувствовать мне? Кто примет меня таким, какой я есть? Кто будет делить со мной радость и горе? И как мне прожить без человека, который забоится обо мне?»
Поэтому любая ситуация, ставящая под угрозу эту заботу, пропитание, эмпатию, близость вводит таких людей в состояние крайней тревоги. Распространенный пример – это дети, чьи родители часто ссорятся. Дети, чьи родители разводятся или расстаются, или конфликтуют между собой.
Родители заняты ссорами между собой, и им не до ребенка. Это лишает детей чувства безопасности. Даже конфликты между друзьями весьма негативно отражаются на людях, принадлежащих к 3 ряду.
По той же причине, они чувствуют угрозу, что их источник заботы и эмпатии исчезнет. Поэтому такие рубрики, как (Полный Реперторий): Mind; discords agg; relatives, friends, between: aur-m-n., mag-m., nat-m., nit-ac., sulph. Психика; ухудшение от разлада с родственниками или друзьями: aur-m-n., mag-m., nat-m., nit-ac., sulph.
Это прекрасные рубрики для 3 ряда. Там вы обнаружите препараты 3 ряда. Тема безоговорочного доверия. Наряду с этим вопросом о заботе приходит и тема безоговорочного доверия.
Эти люди нуждаются в ком-то, кому они могли бы безоговорочно доверять. Вроде: «Ты можешь доверить ему свою жизнь». Подобно доверию ребенка к матери, которая никогда не подведет его, которой ребенок может полностью доверять.
Чувство такое: «Мать пожертвует любыми своими интересами ради моих. Она никогда ничего не сделает против меня». Это просто подразумевается и не требует быть высказанным.
Именно такого рода доверия они ищут. Но, к сожалению, в мире взрослых, такое доверие очень трудно найти. Оно точно существует лишь между матерью и ребенком. Если вы ожидаете такого доверия во взрослом мире, вас часто будут подводить или разочаровывать. Это важная тема Ряда 3.
Чувство заброшенности: А когда это происходит, когда это доверие обмануто, ощущается сильнейшее чувство заброшенности. Тебя все бросили — семья, друзья, супруга, группа приятелей. Это чувство сильного одиночества.
А основное чувство в этом одиночестве – это также: Чувство потерянности и потребность в руководстве: Когда ты теряешь кого-то таким образом, ты оказываешься в незнакомом мире, не зная, куда ты попал. Ты не знаешь, куда направляешься, не понимаешь, что происходит, и это чувство потерянности и утраты направления часто проявляется в клинической ситуации.
Например, ты спрашиваешь пациента, относящегося к препарату Magnesium или Natrum, Alumina или Silicea: «Расскажите мне, что Вы чувствуете в такой-то ситуации?» а он отвечает: «О, доктор, я не знаю, что сказать Я не могу ответить на Ваш вопрос. Я чувствую себя потерянным.
Вы можете мне помочь? Можете дать какой-то намек, указание, как мне ответить на Ваш вопрос?» Это само становится выражением его состояния. Это незнакомая территория, и говоря это, пациенты часто говорят на самом деле: «Мы тревожились перед тем, как зайти на собеседование, поскольку не знали, чего ожидать. Мы не знали, о чем нас спросят, и как нам следует отвечать.
Поэтому, пожалуйста, подскажите нам, руководите нами, помогите нам, мы потерялись». Эта мысль: «Мы не знаем, чего ожидать» очень сильна у Третьего ряда. Тема предсказуемости: Это тема предсказуемости. Они ищут знакомое, хотят знать все наперед, не хотят неизвестности, неизвестное пугает. Поэтому в поисках знакомого, ищется также предсказуемое. Эти люди хотят знать, что случится потом.
Поэтому, когда они входят в кабинет и не знают, что будет дальше, это для них не слишком комфортная ситуация. Это похоже на ребенка, постоянно ищущего зону комфорта. Когда вы с ним отправляетесь в путешествие или сидите в кинотеатре, он все время спрашивает: «А теперь что будет? А дальше что? Скажи, а что будет потом?» Что он говорит? Он заявляет: «Я не могу управлять неизвестным, не знакомым».
Это чувство знакомого, стремление к знакомому – это тема ностальгии. Тоска по дому: Дом – это место комфорта, знакомое место. Когда же ты оказываешься в новой ситуации, на новом месте, твой разум возвращается к комфорту и понятности дома – это и есть тоска по дому, и это – очень важная тема 3 ряда.
Еще одним выражением тоски по дому и стремления к знакомому может служить привязанность к определенным вещам. Привязанность к определенным вещам: У детей мы обнаруживаем, что они привязываются к определенному плюшевому мишке или какой-то детали одежды, или же какой-то особенной позе, например, держат во сне волосы матери или еще что-то или даже сосут собственный палец.
Им нужно держать какую-то определенную часть тела матери, чтобы чувствовать знакомое ощущение, и это особенно важно во время отхода ко сну в сумерках или в темноте, поскольку темнота и сон – это переход от известного к неизвестному. Когда вы закрываете глаза и становится темно, вы не знаете, чего ожидать.
Вы не знаете, куда направляетесь, вы как бы заблудились, потеряли направление. Вы идете от знакомого к незнакомому, и именно здесь стремитесь держаться за что-то знакомое. Поэтому так часто ребенок говорит: «Мама, положи меня спать, помоги мне перейти от известного к неизвестному, чтобы у меня в пути было что-то знакомое».
Страхи Третьего ряда
Итак, пациенты Третьего ряда боятся незнакомого, отторжения от знакомого, от матери, отторжения от заботы и питания, утраты того, кто обеспечивает заботу и питание. Вот, в основном, каковы темы Третьего ряда. Можно их обобщить – это не лучшее, что можно сделать, но это все же полезно.
Лучшее, разумеется – это дать вам опыт, заставить вас посмотреть глазами ребенка возраста от 3 до 10 лет на все вопросы и темы, которые перед ним встают, и как это проявляется в клинической ситуации у взрослых.
Я надеюсь, что мне все же удастся дать вам некоторое представление о 3 ряде, поскольку это действительно полезно в практике, и то, как это выражается — очень красиво .
Итак, можно подвести итог важным темам Третьего ряда: Развитие самосознания. Развитие собственного чувства правильного и неправильного. Делать вещи для себя. Развитие способности к выражению. Потребность в заботе и питании. Тема полного и безоговорочного доверия, понимания, знакомого, комфорта, общения, самоуверенности.
Осознание себя, застенчивость. Стремление отличаться от других. Ощущение покинутости. Страх незнакомого. Потерянность, поиск направления. Предсказуемость. Тоска по дому. Привязанность к определенным вещам. Неуклюжесть, неловкость. Тема роста и развития.
Проявления этих тем у пациентов будут различными, в зависимости от колонки. Слева у нас такие препараты, как Sodium, Magnesium, Aluminum, а двигаясь вправо мы получаем Silica, Phosphorus, Sulphur, Chlorine и Argon, причем у каждого из них будут свои проявления. Такова стадия развития. Итак, у Sodium, Magnesium и Alumina самосознание еще не полностью развито.
У Silica есть уже определенное самосознание, идентичность. У Phosphorus впервые пациенты выражают себя и переживают себя, как нечто отличное от других. У Sulphur «эго» развивается дальше, соответственно он говорит: «Я лучше знаю». А у Chlorine самосознание определяется от противного, как полная противоположность, другим. Эти понятия могут быть сведены к ключевым словам, которые используют пациенты:
Ключевые слова Ряда 3
Одинокий. Тусоваться. Забота. Общение. Темное, неизвестное. Направление. Эго. Впечатление. Образ. Выбор. Принадлежность. Доверие. Эмпатия. Выражение.
Слова, выражающие идентичность
Признание. Высокомерие. Почтение. Мой выбор. Мнение. Варианты. Самоуважение. Самоценный. Я сам решу. Узнавать. Отчетливый.
Слова, говорящие о заботе и питании
Покинутый. Один. Привязанность. Материнский. Поддержка. Романтический. Обнимать. Брать на руки. Целовать.