Принцип Троицы
Все явления неорганической природы и сама жизнь, вплоть до трехчленной организации души и тела человека и даже порядок высших иерархий по отношению к человеку, вплоть до тринатрического принципа (принципа Троицы) выявляют закон жизни и творчества природы вообще.
Sulfur-принцип соответствует уже охарактеризованной человеческой системе обмена веществ и, соответственно, цветку растения. Если характеризовать в общем и абстрактно, то Sulfur-качество вызывает динамическое образование и превращение вещества в его самых различных проявлениях форм. Оно отдано миру, ему принадлежит свойство расширения.
Sal-принцип, как мы это узнали в нервно-чувствующей области и в корне растения, ведет к покою в упорядоченной форме, стягиванию и уплотнению.
Посредничество и постоянное ритмическое восстановление единства между полюсами характеризует Меrkur-принцип.
Расширенное понимание о первоначальных процессах Sal, Sulfur и Merkur, характерное для парацельсовской медицины, восходит к собственно субстанциям — серы, соли и ртути, о свойствах которых следует коротко сказать: например, при образовании соли путем кристаллизации из насыщенного раствора поваренной соли, тепло в Sal-процессе высвобождается. Напротив, при растворении поваренной соли, тепло отнимается из окружающей среды.
Характерным свойством серы является тенденция к постоянному связыванию тепла сульфурическим способом, причем при окислении происходит ступенчатое высвобождение тепла. Для субстанции серы типично удерживать тепло и при сгорании, и даже поглощать его из окружающей среды, как это имеет место, например, при обжиге извести.
Ртуть проявляет в своих физических свойствах, во-первых, жидкое подвижное состояние, во-вторых, двойную тенденцию как улетучиваться, испаряться на обычном воздухе, так и распадаться на многочисленные отдельные капли, если ее разлить; образование капель и испарение являются тенденциями к уплотнению и растворению, присущими жидкой ртути.
Также и крайне высокая амальгамирующая способность ртути по отношению к металлам, которые образуют со ртутью истинные растворы, указывает на меркуриальное свойство этого необычного металла. Дальнейшее изложение понимания субстанции достойное примера, исходящее из праобразов Sal, Sulfur и Merkur, Р. Штайнер дает с помощью схемы в 10 лекции цикла «Духовная наука и медицина».
Углерод и кремний и, соответственно, соли угольной и кремниевой кислот приводятся здесь в смысле их силовой и субстанциональной полярности как характерные для «жизненного процесса» в человеке.
Подобно кристаллу поваренной соли, кремний, как кристаллическая природная субстанция, полностью последовал Sal-событию, так что образующие силы, приведшие к кремнию (свет и тепло), освободились при кристаллизации в виде сил или энергий и оставили геометрически правильную, прозрачную, прохладную и более не горючую субстанцию.
Под действием кремниевого процесса в человеческом организме становятся деятельными, по мнению Р. Штайнера, универсальные силы; энергии, связанные с органами и субстанциями, высвобождаются как основа восприятия и сознания, которое снова подключает человека к сверхличному миру идей, доступному мышлению. С другой стороны, углеродный процесс ведет вглубь самого образования субстанции.
Посредниками между универсальными и индивидуализирующими процессами являются щелочи, которые в рамках введения должны быть представлены ниже. Они являются носителями ритмической функции между универсализацией и индивидуализацией.
Эта схема представляет собой, согласно Р. Штайнеру, символическое изображение самого жизненного процесса: в то время как углеродное событие ведет жизненный процесс в человеке в направлении уплотнения, овеществления и, тем самым, к центрированию и индивидуальному образованию тела, кремниевое событие, напротив, направляет жизненный процесс к периферии тела, ведет к становлению сознания и вновь подключает человека к универсальным мировым законам.
После того как показано, что в основе всей природы, от минерального через растительное к животному царству лежит закон полярности и во всех жизненных явлениях действует организационный принцип трехчленности, следует осветить вопрос: каким образом природные царства, как становящаяся природа, действуют в человеке и как они ведут себя в своем особом отношении к прообразу человека, к его энтелехии (Я-существу) в здоровье и болезни.