Понимание о процессах Sal, Sulfur и Mercur

Ртуть проявляет жидкое подвижное состояние

ozero

Принцип Троицы

Все явления неорганической природы и сама жизнь, вплоть до трехчленной организации души и тела человека и даже порядок высших иерархий по отношению к человеку,  вплоть до тринатрического принципа (принципа Троицы) выявляют закон жизни и творчества природы вообще.

Sulfur-принцип соответствует уже охарактеризованной человеческой системе обмена веществ и, соответственно, цветку растения.  Если характеризовать  в  общем и абстрактно, то Sulfur-качество вызывает динамическое образование и превращение вещества в его самых  различных проявлениях форм. Оно отдано миру,  ему принадлежит свойство расширения.

Sal-принцип,  как мы это узнали в нервно-чувствующей области и  в  корне растения, ведет к покою в упорядоченной форме,  стягиванию и уплотнению.

Посредничество и постоянное  ритмическое восстановление единства  между  полюсами характеризует  Меrkur-принцип.

Расширенное понимание о первоначальных процессах Sal,  Sulfur и Merkur, характерное для парацельсовской медицины, восходит к собственно субстанциям — серы,  соли и ртути, о свойствах которых следует коротко сказать: например,  при образовании соли путем кристаллизации из  насыщенного  раствора поваренной   соли, тепло в Sal-процессе высвобождается. Напротив, при растворении поваренной соли, тепло отнимается из окружающей среды.

Характерным свойством серы является тенденция к постоянному связыванию тепла сульфурическим  способом,  причем при окислении происходит ступенчатое высвобождение тепла.  Для субстанции серы типично удерживать тепло и при сгорании,  и даже поглощать его из окружающей среды, как это имеет место,  например, при обжиге извести.

Ртуть проявляет в своих физических свойствах, во-первых,  жидкое подвижное состояние, во-вторых, двойную тенденцию как улетучиваться,  испаряться на обычном воздухе,  так и распадаться на многочисленные отдельные капли, если ее разлить; образование капель и испарение являются тенденциями к уплотнению  и растворению, присущими жидкой ртути.

Также и крайне высокая амальгамирующая способность ртути по  отношению  к металлам,  которые  образуют  со ртутью  истинные  растворы,  указывает на меркуриальное свойство этого необычного металла.
Дальнейшее изложение понимания  субстанции достойное примера,  исходящее из праобразов Sal, Sulfur и Merkur, Р. Штайнер дает с помощью схемы в 10 лекции цикла «Духовная наука и медицина».

Углерод  и  кремний  и, соответственно, соли угольной  и кремниевой кислот приводятся здесь в смысле их силовой и субстанциональной полярности как характерные  для  «жизненного процесса» в человеке. Подобно кристаллу поваренной соли, кремний, как кристаллическая природная  субстанция,  полностью  последовал Sal-событию,  так что образующие силы, приведшие к кремнию (свет и тепло),  освободились при кристаллизации в виде сил  или энергий и оставили геометрически правильную,  прозрачную,  прохладную и более не горючую субстанцию.

Под действием кремниевого процесса в  человеческом организме становятся деятельными,  по мнению Р. Штайнера, универсальные силы; энергии, связанные с  органами  и субстанциями,  высвобождаются как основа восприятия и  сознания,  которое  снова подключает  человека к сверхличному миру идей, доступному мышлению. С другой стороны,  углеродный процесс ведет вглубь самого образования субстанции.

Посредниками между универсальными и индивидуализирующими процессами являются щелочи,  которые в  рамках  введения  должны быть представлены  ниже.  Они  являются  носителями ритмической функции между универсализацией и  индивидуализацией.  Эта схема представляет собой,  согласно  Р. Штайнеру,  символическое изображение самого жизненного процесса:  в то время как углеродное событие ведет жизненный процесс в человеке в направлении уплотнения, овеществления и, тем самым, к центрированию и индивидуальному образованию тела,  кремниевое событие,  напротив, направляет жизненный процесс к периферии тела,  ведет к становлению сознания и вновь подключает человека к универсальным мировым законам.

После того как показано, что в основе всей природы,  от минерального через растительное к животному  царству  лежит закон  полярности и во всех жизненных явлениях действует организационный принцип трехчленности, следует осветить вопрос: каким образом природные царства, как становящаяся природа, действуют в человеке и как они ведут себя в своем особом отношении  к прообразу человека,  к его энтелехии (Я-существу) в здоровье и болезни.